Экскурсовод - профессия творческая и интересная
Московский Комсомолец в Воронеже № 32 от 4-11 августа 2010г.
Материал: Надежда Лемберг.
Экскурсовод - профессия творческая и интересная
Воронежская область богата на памятники истории и культуры. Экскурсии по местным достопримечательностям пользуются неизменным спросом у туристов. И то, какое впечатление останется у гостей нашего края от поездки, во многом зависит от мастерства экскурсовода. Секретами своей непростой, но в то же время интересной профессии поделилась гид-экскурсовод Ирина Осьминина.
- Ирина Анатольевна, на каких туристических маршрутах вы специализируетесь?
- Несмотря на то, что я живу в Воронеже и работаю в местных турфирмах, я провожу экскурсии не только по городу и области, но и по всему Центральному Черноземью. Наибольшей популярностью среди туристов пользуются экскурсии по литературным и историческим достопримечательностям, местам боевой славы и заповедным уголкам нашей природы. В Воронежской области это - обзорные и тематические экскурсии по городу, поездки в Дивногорье, Хреновое, Костенки, в замок принцессы Ольденбургской в Рамони и в музей-усадьбу поэта Дмитрия Веневитинова, находящийся в селе Новоживотинное.
- Тематика ваших экскурсий очень разнообразна. Не могли бы вы рассказать подробнее о самых популярных темах? Ведь одно и то же место в нашей области может быть представлено с различных позиций.
- Прежде всего, Воронежская область уникальна тем, что она является родиной многих знаменитых поэтов и писателей. Поэтому особенным спросом пользуется экскурсия под названием «Литературные имена на карте города». Это поездка по местам, где в свое время жили Алексей Кольцов, Иван Никитин, Иван Бунин, Осип Мандельштам и многие другие прославленные деятели русской литературы. Кстати, в наших краях бывали даже Пушкин, Лермонтов и Грибоедов! Еще у нас популярна экскурсия «Неизвестный Воронеж», в ходе которой гид рассказывает туристам о местах, казалось бы, привычных, но тем не менее - с очень интересной историей. Также отличную экскурсию я недавно провела в Дивногорском музее-заповеднике. Она называется «Вечера на хуторе Дивногорья», по мотивам творчества Гоголя. Это было своего рода импровизированное театрализованное представление на фоне удивительного пейзажа этих мест. Все участники экскурсии играли роль гоголевских персонажей: Вакулы, Солохи, Пацюка и других. Получилось очень весело! А вообще, тем у нас множество, на любой вкус!
- Кто заказывает у вас экскурсии?
- Я работаю со всеми категориями туристов. В основном это наши соотечественники, приехавшие из других городов, а также иностранцы. Провожу я экскурсии и для местных жителей, интересующихся историей и культурой родного края.
- Наверное, с иностранцами работать сложнее всего - дает о себе знать пресловутый языковой барьер!
- Действительно, с иностранными гражданами работать непросто. Во-первых, с ними приходится общаться через переводчика, а это создает дополнительные сложности. Во-вторых - необходимо учитывать особенности менталитета жителей того или иного государства. В странах Западной Европы, например, во время экскурсий практикуется сухое изложение информации. Если при работе с ними я буду разбавлять свой рассказ лирическими отступлениями - они ничего не поймут. А наши братья-славяне, наоборот, ценят эмоциональные лекции, очень любят, когда я цитирую строки из стихотворений классиков, рассказываю старинные легенды и предания. С туристами из Германии приходится быть очень осторожной. Ведь Воронеж, как известно, принимал участие в борьбе с немецкими захватчиками. Однажды мне даже приходилось работать с группой, почти целиком состоявшей из сыновей солдат, воевавших в то время на стороне фашистов. И когда я им рассказывала о местах, связанных с войной, говорила о том, как жители Воронежа защищались от немцев, - в автобусе стояла гробовая тишина! Они были потрясены услышанным, и на их лицах читалось искреннее раскаяние за злодейства отцов. Хотя лично я ожидала другой реакции. Вот так и приходится действовать по обстоятельствам!
- Вы проводите экскурсии для детей?
- Конечно. Но с детьми я работаю в несколько иных направлениях. Здесь следует учитывать возрастные особенности ребенка. С первоклашками мы выезжаем на природоведческие экскурсии в Воронежский государственный заповедник. Ребята в восторге от симпатичных зверушек: бобров, грызунов, копытных. Для них это просто, понятно и увлекательно. Старшеклассники больше интересуются историческими и литературными маршрутами. Методика проведения детских экскурсий отличается от взрослых. Если обычная экскурсия проходит в форме лекции, то с ребятами все наоборот. Им надо задавать побольше вопросов, чтобы дети таким образом закрепляли знания, полученные на уроках, и учились думать и размышлять. Также в детские экскурсии надо обязательно привносить элементы творчества - ведь они очень любят театрализованные представления, с удовольствием примеряют национальные костюмы, интересуются народными промыслами. Все методические разработки для школьных экскурсий я придумываю сама.
- Получается, хороший экскурсовод должен обладать педагогическим мастерством?
- Безусловно. Надо уметь заинтересовать юных зрителей и слушателей. Ведь если им скучно, а материал подается сухо и монотонно - они начинают шуметь и баловаться. И толку в этом случае от экскурсии никакого! Кроме того, хороший экскурсовод должен быть не только педагогом, но и психологом, историком, краеведом, биологом, литератором и искусствоведом в одном лице!
- Откуда вы берете материалы для своей работы?
- Всю необходимую информацию, а также занимательные дополнительные факты я черпаю из разных источников. В основном это книги. Также мы обмениваемся опытом с коллегами из других городов. Еще я очень люблю общаться с интересными людьми, современниками тех или иных событий. Порой они могут рассказать такое, чего не найдешь ни в одном архивном материале! Например, одна воронежская писательница, Ольга Бубнова, в свое время поведала мне о том, что, оказывается, Чернавский мост во время войны был взорван вместе с людьми. Дело было так. По мосту шла огромная колонна беженцев, и в это время на Воронеж наступали немецкие танки. Чтобы перекрыть вражеским войскам доступ в город, было решено взорвать Чернавский мост. Того, что на мосту находились люди, видимо, не учли. В итоге сотни людей в считаные минуты оказались под водой. И таких фактов - множество! А грамотный экскурсовод должен быть в курсе всего. Поэтому надо постоянно заниматься самообразованием и повышать свой профессиональный уровень.
- Какими личными качествами должен обладать экскурсовод?
- В первую очередь гид-экскурсовод должен доброжелательно относиться к людям. Это главное качество. Кроме того - обладать безграничным терпением. Ведь работать нам приходится в любых погодных условиях: и в жару, и в сильные морозы. Еще в нашей профессии нет четко распланированного рабочего дня. Экскурсия - мероприятие очень непредсказуемое. Даже если она по расписанию должна длиться, к примеру, ровно три часа - всегда находятся любознательные люди, которые могут просто атаковать вопросами. А сослаться на то, что времени осталось совсем мало, - недопустимо! Поэтому надо уметь выслушать каждого и ответить на все вопросы.
- Чем профессия экскурсовода может быть привлекательна для молодых людей?
- К моему огромному сожалению, в Воронеже практически нет молодых экскурсоводов. Скорее всего, это обусловлено тем, что современные юноши и девушки почти перестали читать и интересоваться окружающим миром. А зря! Ведь открывать новые горизонты, общаться с интересными людьми, изучать свой родной край и передавать эти знания другим - это же так здорово! Кстати, я в свое время очень хотела, чтобы моя дочь Маша пошла по моим стопам. Но она выбрала другой путь. Ей с детства нравилось рисовать, чертить. Сейчас Маша учится на архитектора-дизайнера в строительном университете, и в свою будущую профессию она уже заранее влюблена.
- Значит, будем надеяться, что скоро в Воронеже появятся новые архитектурные шедевры!
- Очень хочется в это верить! (Смеется).